Сим (d_stroz) wrote,
Сим
d_stroz

Идиоты

02:34 05.02.2009
Идиоты
В колонках играет - Бригадный подряд - Ах зачем я полюбила идиота
 (200x281, 38Kb)
Сегодня после работы (а работаю я нынче каждый день) я собирался посмотреть в Галерее Борей фильм Ингмара Бергмана «Час волка», но его показ был отменен. В итоге я очутился в киноцентре Родина, где посмотрел картину Ларса Фон Триера «Идиоты»… уж не знаю, адекватная ли замена…

Фильм.. все таки он мне не понравился, хотя назвать его лажей язык все таки не поворачивается. Уж очень много всего там присутствует, и четкость характеров, и многогранность персонажей, и ясность конфликтов, и социальная сатира, и юмор…. Но чего-то связующего и объединяющего в этой картине не хватает, уж слишком она затянута, слишком местами сумбурна, порой надумана и банально скучна. А еще главная ее мысль, угадывается еще в начале просмотра и тем самым не оправдывает прошедших двух часов киносеанса. Да и «язык изложения», выбранный Ларсом – ручная камера, естественное освещение, отсутствие грима, рваный монтаж и т.д… может быть это интересно и оригинально, но именно в этой картине смотрится как-то отталкивающе. Я понимаю, что это особенны стиль атора и его последователей... Но ведь «Рассекая волны» тоже на ручную камеру снят, но насколько он выигрывает с эстетической точки зрения.

Сама же картина… это своеобразная антиутопия, раскрывающая неизбежность краха всех учений о бунте против социума и раскрепощении личности.
Есть группа взрослых людей, живущая веселой коммуной в одном большом доме. Они симулирует в общественных местах умственноотсталых, в соответствии с их идеей открытия «внутреннего идиота» в себе. Тем самым – с одной стороны высвобождают свои комплексы и раскрывают себя, с другой противопоставляют себя миру, насмехаются над ним, исследуют, и обнажают его уродства. Да вот Фон Триер ясно дает понять, как несостоятельность их раскрепощения, так и иллюзорность их протеста.

Первое полностью раскрывается в сцене, когда отец увозит Жозефину. Тихий паренек Йеппе не может сделать ничего иного, как имитировать припадок безумия, дабы попытаться помешать разлуке с любимой. Да и столь скандальная сцена группового секса – герои, извините уж меня, даже потрахаться нормально не могут, не сыграв сумасшедших.
Протест же рассыпается на крохи весь фильм. Показателен эпизод, когда герои дурачатся с черной икрой, ведь дабы начать ей кидаться ее сперва надо купить. Да и Стоффер, главный идеолог «протеста через идиотизм» ясно знает, как вести себя, например, с дядей. Для них эта игра, как бы они к ней серьезно не относились, именно поэтому в конце концов надурачившись герои расходятся по домам.

Единственный персонаж в фильме, для которого эта игра в безумцев имеет смысл - это Карен, с нее фильм начинается, ею и заканчивается. Стеснительная, замкнутая женщина, у которой ничего нет. Любовь уже давно покинула ее дом, а сын, видимо единственное счастье, умер. Для нее возможность «побыть ребенком» и человеческое общество, свободное от условностей и страха за завтрашний день — это подлинное счастье. И она единственная способна придуриваться среди близких, потому что их, вполне предсказуемая реакция, для нее ничего не значит.

Вот так вот Ларс не оставляет камня на камне от любых утопий о свободе личности, устранении всех барьеров и рамок, «посылая свой привет» бунтующему поколению «детей цветов».
Но в своем обличении он уж слишком перегибает палку, даже в фильме Волосы, казалось бы, веселой утопии про хиппи, сквозь кадры читалась и обратная сторона их свободы, со всей безответственностью и легкомысленностью. К тому же черезмерная жестокость картины (да и других работ Триера) добавляет в нее излишний гротеск, которого, как мне кажется, автор пытается избежать. Жизнь все таки иная, а шокировать зрителя – еще не значит открыть ему глаза на все темные стороны. Все то же самое можно было сказать иначе, понятнее, изящнее и красивее.


Пробежал глазами написанное (по традиции не перечитываю), вышло объемно. Но не решусь никому рекомендовать этот фильм. Есть много картин и содержательнее и интереснее. Не могу так же сказать, что жалею, что его посмотрел. Для меня он что-то вроде «Игры в бисер» Гессе, произведение, о котором приятнее говорить и которое интереснее обсуждать, нежели воспринимать.

П.с. не могу не написать про «придуривания» героев. Что врать-то, порой смотрел на экран, да вспоминал наши отжиги. Только вот веселясь, мы не вкладывали ни глубокого смысла, ни протеста. Выпил, облил друга кетчупом, посмеялись… потом протрезвели, вспомнили, может даже стало стыдно. Все естественно, весело и без претензии на значительность…..
п.п.с. спасибо Лене за компанию ну и что вынесла со мной эту тягучую картину
Статья о Ларсе Фон Триере на Википедии

read more at Сим
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments