Сим (d_stroz) wrote,
Сим
d_stroz

Categories:

Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории

избранники Клио
Вчера довелось мне оказаться в корпусе Бенуа Русского музея на выставке «Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории». Оказался я там практически случайно, о выставке узнал минут за десять до того, как стоял у кассы музея. Ну а впечатление я получил очень сильное.

Клио, как известно, муза истории и эта экспозиция – она предельно историческая. На ней представлено отражение в живописи многовековой истории России, через сюжеты и портреты правителей, полководцев, бунтовщиков, святых и грешников. Выставка выстроена в хронологическом порядке и практически каждая картина снабжена обширным комментарием, причем не столько по истории самой картины, сколько по истории России.

Подборка картин мне очень понравилась, хотя бы потому, что многое я не видел. Работы были выставлены не только из коллекции Русского музея но и из Третьяковской галереи, Исторического музея, Музея истории религии, Всероссийского музея А.С. Пушкина, Музея Суворова и т.д. Но все равно многие картины я не видел. Вообще было бы очень здорово если бы Русский музей выставил в одном из филиалов то, что у них храниться но не попадает в основную экспозицию. А то картин очень много интересных, а они спрятаны. Несправедливо.

То, что рядом оказались работы разных школ живописи сделало выставку еще лучше. Идешь и видишь как на одни и те же эпохи смотрели художники 18, 19 и 20 веков. Вообще эта выставка мне запомнилась тем, что понравилось очень много картин. Названия некоторых работ и фамилии некоторых художников я запомнил. Ниже репродукции самых впечатливших картин. Хотя в очередной раз я понимаю – никакая картинка, скан и т.д. не передадут те ощущения, которые испытываешь стоя перед полотном. Так что рекомендую на выставку сходить, проходить она будет по 15 апреля.

Началось все с древней Руси. Был тут Глазунов с его знаменитыми Рюриком, Трувором и Синеусом, был Васнецов... Сюжетов было много, в основном печальных, кто-то кого-то ослеплял, убивал, душил, покорял... Олег прибивал щит на ворота ЦарьГрада, княгиня Ольга изощренно мстила за мужа, Александр Невский бил немцев, Дмитрий Донской татар. Некоторые картины я видел, некоторые нет... Например работа Владимира Александровича Серова (не путать с более известным Валентином Александровичем) "Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища". Огромное полотно, производящее сильное впечатление. Красный плащ князя Александра ярко выделен... "просто как красный флаг" - подумал я. Почитал комментарий и действительно, картина была написана в 1945 году
Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища

Другая работа, которая так же врезалась в память - это полотно Михаила Ивановича Авилова "Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле". Огромная картина, производит очень сильное впечатление.. и то же год написания - 1943 год.
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле


Вообще на выставке было очень много больших полотен, которые производили впечатление и которых я до селе не видел. Отдельный зал был посвящен Ивану Грозному. Здесь же, кстати, был установлен экран, на котором беззвучно транслировался фильм Эйзенштейна. Смотрелось, кстати пугающе...

А вот, например картина Павла Петровича Соколова-Скаля "Взятие Иваном Грозным крепости Кокенгаузен" (год написания 1943)
Взятие Иваном Грозным крепости Кокенгаузен


И рядом же картина совсем иной стилистики (и сюжета) - Б. Д. Григорьев "Качалов Василий Иванович (в роли царя Федора Иоанновича)" (1923)
Качалов Василий Иванович (в роли царя Федора Иоанновича)


А вот эта картина, судя по подписи "живет" в Третьяковке.. но я ее там не видел. А полотно тоже впечатляет - Маковский К. Е. "Агенты лжедмитрия убивают сына Годунова"
Агенты лжедмитрия убивают сына Годунова


Но постепенно смутное время закончилось. Были там и Минин и Пожарский... а вот работа отражающая связь эпох - А.Д.Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (1886)
Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского


И не только цари были на холстах, вот, например, "самое поэтическое лицо русской истории" (по словам Пушкина) - "Степан Разин". Кустодиева (год написания 1918 год.)
Степан Разин


Ну а больше всего места занимали холсты с Петром Первым. Каких только не было Петров.. от идеальных апполоно-подобных до вполне реальных, с даже утрированно подчеркнутыми изъянами фигуры. Но на всех картинах Петр был занят бурной деятельностью! Вот работа Штейбена К. К. "Петр великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов". Мне очень понравилась...
Петр великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов


А вот Зауервейд Н. А. "Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году". (написана в 1859 и тоже вроде из Третьяковки)
Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году


А вот Петр задумывает рождение Петербурга. Лагорио Л. Ф. "На берегу пустынных волн...." (1897). Эту картину я видел в музее Суворова. Она мне очень нравится. Унылый пейзаж, сыро, мокро, грязно, понуро... а царь видит город....
На берегу пустынных волн...


Эпоха дворцовых переворотов тоже нашла свое отражение в живописи. Вот Якоби В. И. "Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны" (1872)
Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны


А вот Екатерины Второй было мало... Хотя были и интересные картины и гравюры и немного печальные истории о разрыдавшемся Потемкине, желающем умереть в поле. Зато была картина, которую я был ну очень рад увидеть. Василий Перов "Суд Пугачева". Дело в том, что я видел эскиз этой работы (кажется в Третьяковке" и мне он очень запомнился. Запомнились персонажи трусливый офицер, целующий руку Емельяну и суровая храбрая пожилая женщина, прижимающая к груди плачущую дочь. Эта старуха глядит на Пугачева с такой вызывающей храбростью... Очень эффектная картина..
Суд Пугачева


А вот и сам Бенуа - "Парад при Павле I" (1907)
Парад при Павле


А потом была война 1812 года... Ее было достаточно. Устроители выставки обошлись без парадных портретов, предпочтя им несколько сюжетных картин. Например, А. Д. Кившенко. "Военный совет в Филях", где Кутузов единолично принимает решение сдавать Москву
Военный совет в филях


А вот интересная работа Верещагина - "Мир во что бы то ни стало". Когда армия Наполеона осталась в Москве, российская армия сосредоточилась в лагере около деревни Тарутино Калужской губернии. Кутузов решил оставаться на месте и ждать пока «французская армия не разложится сама по себе». Французам не хватало продовольствия, моральный дух армии упал. Дальше вести войну было невозможно. Наполеон это ясно видел и понимал, что надо что-то предпринимать. Но что он мог сделать? Его надежды на то, что император Александр запросит мира, не оправдались. Время шло, и с каждым днем положение усугублялось. Наконец Наполеон решил сам просить мира. Он приказал генералу Лористону отправляться в главный штаб российской армии в Тарутино с его письмом. Перед поездкой Наполеон сказал: «Я нуждаюсь в мире. Добудьте мне это любой ценой. Сохраните честь».
Мир во что бы то ни стало


А вот уже друга картина, продолжение первой. Ульянов Н.П. "Лористон в ставке Кутузова". Она была написана в 1944-1945, когда события повторялись и советская армия теснила немцев. Мира Лористон, разумеется не добился
Лористон в ставке Кутузова


А вот и героический эпизод П.И. Бабаев. "Подвиг гренадера Леонтия Коренного". Свой подвиг, прославивший его в двух армиях, русской и французской, гренадер Леонтий Коренной совершил 4 октября 1813 года в ходе знаменитого сражения под Лейпцигом, названного «битвой народов». Атакующий батальон финляндцев оказался отрезанным от основных сил и вынужден был сражаться в полуокружении, прижатым к высокой каменной стене. Многие солдаты и большинство офицеров были ранены и не могли самостоятельно под огнем неприятеля преодолеть стену. Тогда Коренной помог перебраться через стену раненому командиру батальона и нескольким офицерам, а затем с горсткой солдат стал прикрывать отступление сослуживцев. Вскоре в живых остался он один. Патроны кончились, и солдат отбивался от наседавших французов штыком и прикладом. Французы не стали добивать тяжело раненого солдата, а отнесли его на перевязочный пункт. Об удивительной стойкости русского солдата узнал Наполеон. И поступил он весьма удивительно - приказал подготовить о подвиге русского гренадера Коренного приказ по войскам, в котором называл русского гвардейца героем, образцом для подражания и примером для французских солдат. Когда Коренной выздоровел, то был сопровожден французами до русских постов и вернулся в свой полк. Разумеется, о подвиге солдата узнал император. Героя произвели в подпрапорщики (высший унтер-офицерский чин) и назначили полковым знаменосцем. А от императора ему была пожалована особая персональная серебряная медаль для ношения на шее с лаконичной надписью «За любовь к Отечеству», носить которую полагалось на шее - как высшие ордена Российской империи
Подвиг гренадера Леонтия Коренного


Но не только солдат выделяет Клио Вот А. Наумов. "Дуэль Пушкина и Дантеса"
Дуэль Пушкина и Дантеса


Вторая половина 19 века была представлена как-то куцо. Восстание декабристов с убийством Милорадовича, много Аександра I... Потом как-то сразу портреты Александра III и Николая II кисти Репина.. и революция. Вообще советская живопись мне понравилась более всего... просто потому что я видел очень много классических картин, на классические сюжеты из русской истории. А тут - Ленин, Сталин, рабочие, крестьяне.. короче было интересно. Тут же было несколько видеоэкранов со старыми фильмами.

Ленина было больше всего, разного в разных ролях и исполнениях разных художников. Были, разумеется, картины Иосифа Бродского. А вот известное полотно П.Белоусова "Мы пойдем другим путем". (1951). По легенде эту фразу сказал 17-летний Володя Ульянов, узнав о казни старшего брата Александра, обвинённого в покушении на императора Александра III
Мы пойдем другим путем


А вот Е. М. Чепцов. "Ленин и Горький с рыбаками на Капри" (1932) (я бы тоже съездил на Капри)
Ленин и Горький с рыбаками на Капри


И. Серебряный. "На 2м (Лондонском) съезде РСДРП"
На 2м (Лондонском) съезде РСДРП


М.М. Девятов. "Октябрьский ветер". И пускай на ней Ленин.. картина-то крутая...
Октябрьский ветер


А. Самохвалов. "Появление В.И.Ленина на II Всероссийском съезде советов" - мега впечатляющее полотно. Монументальное, эффектное. Прямо к нему шел красный ковер (думаю его положили специально) и казалось, что Ленин шел прямо на меня... впечатляло.
Появление В.И.Ленина на II Всероссийском съезде советов


А вот художник с забавной фамилием Сварог. Картина называется "Штаб октярбря"
штаб октября


Не не Лениным единым. Это полотно тоже запомнилось - Шегаль Г. М. "Бегство Керенского из Гатчины"
Бегство Керенского из Гатчины


А вот мегаизвестный сюдет В. Иванов - "В. И. Ленин на субботнике в Кремле". Ленин действительно тащил бревно. Правда вот шел не впереди, как на картине, а сзади. Но хдожник нарисовал иначе - не может же вождь идти сзади?
ленин и бревно


А этого персонажа я узнал сразу - Павлик Морозов. Художник Н. Чебаков. (1959)
павли морозом


На выставке было много портретов Сталина, на многих он был молодой, красивый... А вот эта картина впечатляла более всего - Ю. Кугач, В. Нечитайло, В. Цыплаков. "Великому Сталину - слава". (1950). Огромное полотно, монументальное, аллегорическое... отсылающее к мифам древней греции... Пафосное настолько, что трудно описать. Картина не передает и десятой доли того, что исптываешь глядя на него в живую. Вождю хлопают представители всех народов... Кстати, рядом с вождем стоят два академика - Вавилов и Лысенко. По печальной иронии судьбы через некоторое время Вавилов был расстрелян по сфабрикованному делу. И при содействие Лысенко....
Великому сталину Слава


А это художник Налбандян. "Для счастья народа. Заседание Политбюро ЦК ВКП(б)" (1949)
Для счастья народа. Заседание Политбюро ЦК ВКП(б)


А этой картиной "Кукрыниксов" я хочу закончить. Она так и называется "Конец". Я вообще думал, что КукрЫниксы, это союз графиков и рисовали они только смешные плакаты. Но оказалось, что у них есть живописные работы, причем очень интересные. В том же корпусе Бенуа, не на выставке, но рядом с ней, я видел еще одну картину Кукрыниксов - "Бегство фашистов из Новгорода". И она мне тоже очень понравилась
конец


Последние 50 лет на выставке были представлены в меру унылыми картинами. Брежнев, Хрущев, убого пасторальный портрет Гагарина. Историю 20 века отражает уже не живопись, а фотография..

Выставку очень рекомендую... Безумно интересно!

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments